Музей Орсе

Музей Орсе в Париже – это самый популярный музей изобразительных искусств в Париже. В нём размещаются одни из самых больших собраний скульптуры и живописи Европы конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. Коллекция включает в себя творения художников пост-импрессионистского и импрессионистского направлений, архитектурные макеты, скульптурные композиции, фото-документы и экспонаты мебели.

Где находится Музей Орсе?

По бульвару Сен-Жермен можно дойти до моста Согласия на берегу Сены. На востоке этого района имеется торговый центр «Карре Рив-Гош» с антикварными лавками и павильонами изобразительного искусства, который окружают Университетская улица и Вольтеровская набережная.

Напротив сада Тюильри на другой стороне Сены можно посетить очень популярный в Париже Музей Орсе. Музей осуществляет работу ежедневно, кроме понедельника. Посетители, не достигшие 18 лет, посещают музей свободно, в первое воскресенье месяца бесплатный доступ для всех гостей.

Собрание живописных и скульптурных творений в Орсе представляет художественные произведения девятнадцатого и начала двадцатого веков, следовательно, музейная экспозиция охватывает промежуточный период времени между собраниями Лувра и Центра Помпиду. Главные темы собрания живописи – самые знаменитые импрессионистские и пост-импрессионистские произведения.

Как нашли подходящее здание для музея?

Первоначально помещение музейного здания было сооружено для железнодорожной станции во время Всемирной выставки начала двадцатого века. Великолепное здание соединяет в себе черты классического и индустриального стилей. Его изящный, классический фронтальный вид из камня успешно закрывает индустриальный интерьер стеклянного-стального железнодорожного вокзала. Здание будущего музея предназначалось для обслуживания поездов с юго-запада Франции до конца сороковых годов прошлого века.

Оказалось, что перрон чрезвычайно короток для современных поездов, и вокзал больше не подходил для эксплуатации. Здание имеет историческое значение, связанное с именем генерала де Голля, провозгласившего государственный переворот 19 мая 1958 года – война Алжира за независимость угрожала распаду Франции, по этой причине возвращение президента к власти сыграло для страны колоссальное значение.

В шестидесятые годы прошлого столетия здание вокзала стало очень ветхим, что привело режиссера Орсона Уэллса к идее снять фильм по роману Кафки «Процесс». Чтобы создать плохую атмосферу, он создал череду кабинетов в высочайших тесноватых помещениях вокзала.

Здание решили снести, невзирая на его интересное прошлое, там хотели построить ультрасовременный отель. Общественность волновалась из-за переноса старейшего Центрального рынка, и это содействовало спасению вокзала для истории.

Дизайном проекта будущего музея занималась одаренный миланский зодчий Гаэ Ауленти. Вокзал стал отлично спроектированным и изумительно изящным строением, но с небольшим недочетом: множество посетителей хотели посмотреть на полотна импрессионистов, которые расположили высоко кровлей в маленьких залах, что мешало просмотру картин из-за тесноты.

Имея достаточно времени, можно оставаться в музее в течение всего дня, не торопясь осматривать залы один за другим в порядке хронологии. В случае недостаточного времени можно воспользоваться планом и посмотреть лишь те выставки, которые особо интересуют, так как каждый зал создает свою уникальную среду.

Что можно осмотреть на первом этаже?

Музейные выставки начинают осматривать с первого этажа, над которым высится громадный стеклянно-стальной купол, затем экспозиция размещается на верхнем ярусе и продолжается на втором этаже, откуда можно полюбоваться гавнейшим холлом музея.

В музее имеются прекрасные возможности восстановить силы после осмотра: наверху на открытой площадке находится кафетерий, откуда открывается замечательный вид на Монмартр через большой величины циферблат; на центровом ярусе располагается блистательный, позолоченный ресторан и кондитерский салон, где можно выпить чашку чая с круассанами.

В центральной части под прозрачным стеклянным куполом поместили скульптурные изваяния в том месте, где когда-то располагались железнодорожные пути, а с обоих краев в малых боковых помещениях экспонируются живописные работы.

Экспозиция этого яруса представляет предметы искусства, созданные до конца шестидесятых годов девятнадцатого столетия. Среди скульптурных образцов привлекает внимание изваяние ужасного графа Уголино, одного из героев «Божественной комедии» великого Данте, созданного зодчим Карпо. Ужасный Уголино, страдая от голода, намеревается съесть своих умирающих детей.

Скульптурная группа для фонтана «Четыре части света», выполненная также Карпо из гипса, оригинальный бронзовый вариант находится в Люксембургском саду. Здесь же выставлены неординарные бронзовые и из цветного камня портреты чернокожих африканцев, созданные Шарлем Кордье.

На площадке Лилль – выставлены картины Энгра и Делакруа, большая часть их картин располагается в Лувре, а также здесь имеются произведения мастеров, принимавших участие в вернисажах Художественного Салона в девятнадцатом столетии. Посетителям представляются замечательные произведения Пювиса де Шаванна, Гюстава Моро и юного Дега.

Произведения представителей Барбизонского направления в живописи и реалистов находятся в северной части яруса. Это, в первую очередь, картины Домье, Коро, Милле и Курбе, в которых авторы изменили свое отношение к привычным моральным устоям и не стали показывать действительность идеальности.

Картинные ландшафты Милле и Коро в нежных красочных оттенках, а также динамика на полотнах Добиньи, например, «Снег», очень повлияли на последующих за ними художников импрессионистов. Полотно Курбе «Начало мира» в такой степени нескромно, что может произвести сильное впечатление даже на современников.

Пронизанная сияющими световыми потоками картина «Женщины в саду» Моне, относящаяся к раннему творчеству художника, привлекает к себе внимание своей необычной манерой письма. Здесь же размещается выделяющаяся среди других картин Мане «Олимпия», символизирующая начало новой эпохи импрессионистической живописи.

Это произведение стало предметом многочисленных жарких дебатов из-за комбинаций цвета и эмоциональных настроений. Олимпия представлена как представительница привилегированного слоя общества, но, несмотря на предвзятое отношение общества к женщинам легкого поведения, невинно выражает надменное отношение.

Какие полотна можно осмотреть на верхнем ярусе?

Верхний уровень: импрессионизм и постимпрессионизм. Здесь можно посмотреть картины, расположенные по времени их создания, павильон напоминают мастерские художников под самой крышей. Вначале предлагается познакомиться с частным собранием неутомимого собирателя Моро-Нелатона, занимающегося изучением искусствоведения.

Коллекция обладает самыми известными шедеврами импрессионистской живописи: «Маки», а также «Завтрак на траве» Клода Моне. При появлении полотна «Завтрак на траве» художественные критики негодовали и неистовали, увидев обнаженные модели на природном ландшафте. Картину запретили выставить на вернисаже в «Салоне». Новизна импрессионизма заключается в том, что у зрителя возникает чувство знакомого и доступного для понимания: «Абсент» Дега, «Бал в Мулен де ла Галет» Ренуара, «Женщина с зонтиком» Моне. Далее можно восхититься полотнами Ренуара, Сислея, Писарро и Моне – чередой малых пейзажей, которые по причине яркого света, воздушности и транспарентных краскок подтверждают преимущество их создания на пленере.

Берега Сены как ничто лучше подходили к созданию таких произведений. Картины Дега, изображающие танцовщиц, не являются специфичными для импрессионистов, поскольку художника интересовал не только свет, но, особенно, кинетика и линии. Полотно «Колыбель» импрессионистки Берты Моризо также выделяется своей нетипичностью.

Более значимые полотна экспонируются в павильонах, представляющихболее позднюю творческую деятельность Моне и Ренуара. Любимый выбор содержания картин Моне можно наблюдать на серии картин с изображением соборов Руана, освещенных в различное время суток.

Следующий зал пылает яркой красочной палитрой и волнуюшими нотами внутреннего мира Ван Гога. Еще одно художественное направление, творчество Сезанна, представлено в последующем зале. Его творческое кредо выражено в изображении неодушевленных предметов «Яблоки и апельсины» , прописанных с разных точек зрения на одном холсте.

Миновав кафе, можно пройти по малым залам с воздушными пастельными картинами Дега и очутиться в малоосвещенном грусноватом зале, знакомящим с пастелями Редона, Мане, Мондриана и др. Анфилада комнат демонстрирует картины последователей импрессионизма, в чьих произведениях выражена резкая и актуальная перцепция с психологической составляющей.

Выставка представляет фантастичное полотно Руссо «Заклинательница змей» , далее имеется возможность поразмышлять над таинственными картинами Гогена,созданными на Таити и восхититься работами пуантилистов – Сёра (знаменитая картина «Цирк»), Синьяка и других. Выставка завершается большим портретом Оскара Уайльда, выполненным представителем карикатуры Тулуз-Лотреком.

Что располагается в центральной части музея?

На среднем ярусе музея внимание посетителей притягивает небольшое собрание живописи Кагановича, акцентом которого является постимпрессионизм. За огромным изваянием белого медведя, созданного Помпоном можно обнаружить произведения Боннара и Вюйяра.

Вюйяр и Боннар являются представителями направления ар нуво, «Наби» («Пророки»); красочно нарядная картина Вюйара «Общественные сады» и полотно Боннара «Партия в крокет» созданы авторами, увлекающимися японской живописью. Их полотна, также как и у импрессионистов, наполнены светом, но четкая цветовая палитра имеет насыщенный, но не яркий оттенок.

На террасе Сена выставлены менее популярные полотна девятнадцатого века, несколько очень крупых, жанровых, пейзажных картин: Детайя «Сон», «Каин» Кормона и запоминающийся «Портрет Марселя Пруста» Жака-Эмиля Бланша.

Собрание живописных произведений завершается некоторым количеством символистических произведений из других стран: огромная картина Климта «Кусты роз под деревьями», с неясным очертанием листвы и цветов, а также некоторые менее знакомые картины Мунка.

По обе стороны музея выставлены скульптурные изваяния девятнадцатого и двадцатого столетий, их соединяет площадка Родена, разместившая оставшиеся экземпляры.

Здесь можно сравнить «Уголино» Родена с изваянием Карпо; оно производит гораздо ужасающее впечатление. «Мимолетная любовь» Родена является символом разрыва отношений между мастером и Камиллой Клодель, как бы соперничает с её скульптурой «Зрелый возраст». И, наконец, посетителям предлагаются для знакомства выставка мебели и предметов декоративного ремесла в стиле модерн.

Музей Орсе в наше время

В наше время Музей Орсе – это история европейской культуры, где любители искусства могут многое взять для своего духовного развития.

В Музее Орсе, за исключением находящихся там шедевров, будет понятно и убедительно непосредственно увидеть особо известное соперничество «салона отверженных», художников- импрессионистов и традиционной «академической школы» 19-го столетия. Сравнивая произведения всяких разных представителей, одновременно талантливых и интересных школ, Орсе даёт возможность посетителям погрузиться в творческую атмосферу одаренных художников и талантливых скульпторов.

Добавить комментарий